Пожар произошел в столичном детсаду

В Турции прекратят преподавать в школах теорию Дарвина

В Иркутске выделят землю для восстановления сгоревшего храма Дмитрия Донского



Эколог: 'Новосибирск окутан неприятными запахами'

- Сергей Эдуардович, на этой неделе новосибирцы жаловались на неприятные запахи (да практически вонь), которые ощущались в совершенно разных местах мегаполиса. С чем это связано?

- Запах - это испарения веществ, будь то вода, бензин или ртуть. И главная их особенность в том, что они очень сильно зависят от температуры поверхности земли. Поэтому-то зимой нам так свежо, а летом то и дело возникают проблемы. Влияет и то, как дышит город: есть ли ветер, как быстро испарения уходят в атмосферу. В течение последних двух недель все сошлось: сейчас самые неблагоприятные условия, которые только можно придумать. Такой погоды я не припомню давно.

Как итог - испарения увеличились в десятки тысяч раз. Активно начинают гнить и свалки, даже если мусор засыпан землей. То же касается и скотомогильников. Даже асфальт, положенный рабочими, например, неделю назад, будет пахнуть неприятно. Еще одна проблема - городские котельные с низкими трубами среди высоких многоквартирных домов.

- Насколько это опасно для человека? В социальных сетях люди продолжают жаловаться на головокружение, головные боли и даже признавались в том, что режет глаза.

- К зимнему, или, как его еще называют, лондонскому, смогу человек давно привык. Он известен со времен, когда дома активно топили углем. А вот с летним ситуация другая. Он оказался гораздо опаснее, так как в нем содержатся формальдегид, бензопирен. Вспомнить только ситуацию 2010 года, когда Москва несколько недель пребывала в плену аномально жаркой погоды. В первую очередь, это сказывается на людях, имеющих легочные заболевания, проблемы с сердцем. Но осторожными и внимательными к своему состоянию нужно быть всем.

- Дает о себе знать и Обь: позеленела. А ведь в ней купаются люди, пляжи были официально открыты….

- Как только вода в Обском водохранилище нагревается до определенных температур, она начинает зеленеть. На поверхность всплывают водоросли, которые подвергаются «испытанию» тем же ультрафиолетом. Обычно это продолжается два-три дня, и особо никто на данную проблему внимания не обращает. Мол, смоет течением.

Нынче ситуация иная: «зелень» задержалась на несколько недель. К тому же водоросли выбрасывает на берег, наступила вторая стадия, и они начали издавать специфический запах. И эта растительность пахнет далеко не йодом.

- Почему, когда проблему уже нельзя не замечать, а точнее, не унюхать, специальные службы не фиксируют ничего сверхъестественного? Мол, все в пределах нормы.

- Вопрос не из простых. Чтобы выдавать точные результаты, нужна непрерывность исследований. Хороший показательный отбор требует сутки. Многие промышленные предприятия делают выбросы ночью, а замеры специалисты проводят днем. Вот и результат. Еще в советское время по Новосибирску было установлено 12−15 будок. Где они сейчас?

Весь мир пристально следит за процессами загрязнения уже десятки лет. В Москве тоже обратили на вопрос внимание, закупили передвижные лаборатории. Может быть, и мы придем к этому через какое-то время. Но нужны не только деньги, но и техника, способная обнаружить определенный набор веществ, а также профессиональные кадры.

- По данным аналитиков, в 2016 году новосибирские предприятия выбросили в атмосферу 201 тысячу тонн вредных веществ. Только за один год рост составил почти 10%. Если процесс пойдет такими темпами, то к чему нам готовиться?

- На самом деле год на год не приходится. Может быть, в следующем году лето будет холодным и ситуация будет иная. В этом плане я оптимист и не сторонник излишнего драматизма.

Но все же хочу напомнить: из всего объема промышленные предприятия выбрасывают где-то 10−15% вредных веществ. Львиная же доля - автомобили, на них приходится более 80%. И урон от них последние годы растет в силу нескольких причин. Первое - пробки, в которых автомобилисты, естественно, не глушат двигатели. Второе: по моим наблюдениям, на дорогах вновь стало много старых, подержанных машин, которые уже давно не соответствуют никаким ГОСТам. И третье - качество дизельного топлива, а это уже вопрос контроля.

ДОСЬЕ

Сергей Пащенко - независимый эколог, старший научный сотрудник НГУ. Кандидат физико-математических наук. Автор множества научных статей. В настоящее время сфера его научных интересов - создание нового вида топлива без выброса вредных веществ.

Грех жаловаться, или Топ-5 загрязненных городов России

1. Норильск - 2000 тонн вредных веществ попадает в атмосферу в год.

2. Москва - около 995,4 тысячи тонн выбросов.

3. Санкт-Петербург - В год в воздух поднимается 489 тысяч тонн.

4. Череповец (Вологодская область) - 364,5 тысячи тонн.

5. Асбест (Свердловская область) - 330,4 тысячи тонн.

Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» № 26 от 30 июня 2017 года.