Названа главная причина смерти жителей Новосибирска

В Ростове из-за ремонта перекроют участок улицы Седова

Борис Кубай о проблеме угольной пыли в Находке



Единственный в России Ил-2 восстановили новосибирские реставраторы

В это почти невозможно поверить. Ил-2 в небе. Легенда Великой Отечественной. Летающий танк. 70 лет пролежал на дне озера и снова в строю. Перед советскими штурмовиками стояла сверхзадача. Чтобы прицелиться - надо сбросить высоту. Атакуя корабли - снижались до 20 метров, почти задевая мачты. Но чем ты ниже - тем проще врагу в тебя попасть. Попытки навесить защиту на самолет делали его тяжелым, неповоротливым и еще более уязвимым. Конструктор Ильюшин нашел решение: сделал сам корпус самолета из брони. Ил-2 стал «чумой», «черной смертью» нацистов. На аэродроме Мочище самолет мгновенно обступают техники. Авиареконструкторы вместо поздравлений - с пристрастием расспрашивают летчика-испытателя. Момент исторический - но не время для шампанского.

Владимир Барсук, Лётчик-испытатель, директор Института авиации имени Чаплыгина: «Это ж все в основном связано с продумыванием задания - чтобы нигде ничего не отказало. Поэтому это в меньшей степени эмоции - а работа. Сложная. Самолет не простой, конечно».

Оксана Тарасенко, корреспондент: «19-й борт Валентина Скопинцева на сегодня - это единственный в мире самолет ИЛ-2 с прямым крылом. А для России это вообще единственная машина ИЛ-2. При том, что этот тип самолета считается самым массовым в истории военной авиации. Таких в Великую Отечественную на всех фронтах бились 36 тысяч. Но до наших дней не дожил ни один».

И этот погиб. В 43-м. Под Мурманском.

Борис Осятинский, Президент Фонда содействия сохранению военно-исторического наследия и созданию коллекции исторических самолетов «Крылатая память Победы»: «Снаряд не пробил - 20 мм пушка немецкая. В генератор и тут на них насел мессершмит».

Скопинцев сумел посадить самолет на тонком льду озера. Раненого стрелка спас, а машину не успел. Ее нашли уже в другом тысячелетии. Поисковую экспедицию организовали дети летчика - и Фонд Крылатая память Победы. Два года прощупывали километры северных озер. В 2012 году ИЛ-2 подняли со дна. И привезли в Новосибирск. Спектральный анализ. Тесты, испытания. Каждый сантиметр, способный держать нагрузку - пошел в дело. Ювелирная работа. Даже силовой каркас - из 40-х. То, что сделали в новосибирской Авиареставрации - не делал еще никто в мире. Не из пяти самолетов собрать один. А восстановить подлинный. И чтобы летал! В войну такого ресурса и не требовали. В первые месяцы потери были столь велики, что звание Героя Советского союза присваивали за 10 боевых вылетов. К середине войны планку подняли. Но средний налет остался - какие-то 30 часов. Несмотря на бронекорпус, пилоты ИЛ-2 гибли тысячами. Но еще чаще те, кто прикрывал пилоту спину. Страшная статистика - на одного летчика - 7 стрелков. Их кабина была без брони. Считай - смертники.

Артем Яшанин, Авиареставратор: «Стрелки - это не летчики, это просто боец. И он залазит в эту кабину, сидит и на взлете самолет поднимает хвост сначала. И ты сидишь - летать и так страшно, а ты сидишь, задом наперед видишь все дело. Взлетаем. Начинается бой - отовсюду мисершмидты летят, и тебе надо отстреливаться, или пилот начинает бомбить - уходит в пикирование. Ты вот тут вот сидишь - и вот эти ощущения - ты просто представляешь, каково это было людям все это испытывать на себе».

Ради этого новосибирцы и бьются за каждый сантиметр родного металла. Восстанавливают по сохранившимся обломкам и чертежам.

Виктор Лушин, Главный инженер компании «Авиареставрация»: «Это чувствуется внутри и ощущается. Что вот это не просто так. Не просто какая-то восстановленная машина. А это наши деды летали, защищали нашу родину. И сейчас это ощущается сильнее, чем когда начинали».

Ил-2 - 20-й крылатый фронтовик, которого новосибирцы поставили на крыло. Пусть ее видят. И восхищаются теми, кто воевал там, где даже 11 миллиметров брони не спасают. Владимир Барсук - бессменный летчик-испытатель крылатых раритетов - помогает дополнить картину.

Владимир Барсук, лётчик-испытатель, директор Института авиации имени Чаплыгина: «Вся жара из двигателя - в кабине температура до 90 градусов. Тем не менее, люди работали - решали боевые задачи».

Большую часть работ по восстановлению самолета оплатило государство - через Объединенную авиастроительную корпорацию. Впервые в истории отечественной авиареставрации. Впереди у ИЛ-2 насыщенная мирная жизнь. Музей. Авиашоу. Съемки в фильмах. Он и сегодня наше оружие - в информационной войне. Доказательство подвига советского народа. Пока статистика не в нашу пользу. В США более 400-т музеев авиации. В Великобритании - 200. В России - 5. Из двух тысяч летающих самолетов второй мировой войны в нашей стране - менее двух десятков.